Марина Цветаева

Музей Ивана Цветаева в Иваново (отца поэта Марины Цветаевой)

Музей Ивана Цветаева, отца Марины Цветаевой в городе Иваново стал для меня открытием. Когда я ехала туда, ожидала увидеть нечто простое, с малым количеством экспонатов, но как же я ошиблась. Встретив там как доброжелательное отношение, так и увидив множество личных вещей семьи Цветаевых. Это и предметы обихода, фотографии, книги, мебель.

Дом музей Ивана Цветаева находится в районе Новоталицы города Иваново. Добраться туда не составляет никакой проблемы. Отец Марины Цветаевой родился в семье священника. И дом этот ранее был предоставлен его отцу священнику и находился рядом с церковью.

На сегодня дом полностью реставрирован. И выглядит вот так:

Иван Цветаев родился и воспитывался в достаточно сложных условиях, с братьями в детстве имели одну пару обуви на всех, одевали их по очереди. И не смотря на такое скромное житье, на воспитание отцом без матери, он сумел стать выдающимся русским профессором, ученым и за счет своего упорства и энергии смог подарить России музей изящных искусств в Москве.

Фото Ивана Цветаева

В доме музея есть балкон, с которого открывается вид на широкие поля российской глубинки. Непередаваемые ощущения смотреть с него на ширь Руси.

Фото вида с Балкона Дома-музея Ивана Цветаева в Иваново

Но есть еще удивительное в этом доме, спуск к реке. В окружении всего цветущего весной и летом, и белоснежного окружения зимой.

Фото спуск к реке в Доме-музее И. Цветаева


Почему я рассказываю об этом, потому что мне кажется удивительным и красивым как вид широких полей, так и речка рядом и раздолье русской провинции. Марина Цветаева никогда не побывала в этом доме ее предков. Об этом она пишет, о том, что род упорство, сила, выносливость трудолюбие ее рода, все пошло села Талиц Владимирской Губернии (ныне район Талицы города Иваново Ивановской области).

Вот что пишет Марина Цветаева:

"Город Александров Владимирской губернии, моей губернии, - Ильи Муромца губернии. Оттуда из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический. Оттуда - Музей Александра III на Волхонке (деньги Мальцева, замысел и четырнадцатилетний безвозмездный труд отца), оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним - в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся ни в один головной убор. Большеголовые все. Наша примета.

Оттуда - лучше, больше чем стихи (стихи от матери, как и остальные мои беды) - воля к ним, к ним и ко всему другому - от четверостишия до четырехпудового мешка, который нужно - поднять - что! - донесть.

Оттуда - сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул, сердце, несущее меня вскачь в гору две версты подряд - и больше, если нужно, оно же падающее и опрокидывающее меня при первом вираже автомобиля. Сердце не поэта, а пешехода.

Пешее сердце только потому не мрущее на катящихся лестницах и лифтах, что их обскакивающее. Пешее сердце всех моих лесных предков от деда - о. Владимира до прапращура Ильи.

Оттуда - ноги, но здесь свидетельство очевидца. Вандея, рыбный рынок, я с рыбного рынка, две рыбачки. - Comme elle court, mais comme elle court, cette dame? - Laisse-la donc courir, elle finira bien par s'arrêter!

- С сердцем.

Оттуда (село Талицы, Владимирской губ, где я никогда не была), - оттуда - всё."

Если бы Марина Цветаева побывала в этом чудном доме, она бы смогла описать его лучше меня. Но что я почувствовала там, тепло, доброту, старину и силу, силу России.

Идя по дому погружаешься в атмосферу старины, хотя прошло не так уж и много лет, чуть более 100, с тех пор как Иван Цветаев уехал из отцовского дома в Москву. Но с тех пор поменялось слишком много, не раз меняли  власти. И страна, в которой мы живем сейчас - уже другая. Наверное, поэтому и ощущается старина в этом дома.

Вот некоторые вещи и предметы из окружения дома.

То, что часто использовалось на кухне...

Маленькое и приятное окошко в доме. Все в нем такие. Ныне с решетками. Раньше решеток, конечно же, не было.

Еще кухонные предметы...


Разные горшки. Тоже интересно, сейчас, наверное, редко кто-то их использует в своем хозяйстве, а раньше они использовались для приготовления пищи постоянно.

А это деревянные скамеечки на кухне. Именно сидя на них обедал священник со своими детьми или с друзьями семьи.  Угол предназначался для хозяина дома, либо для человека к кому хозяин относился лучше других. Потому как издревле, угол делали красным, вещили туда иконы. Соответственно, сидеть в данном угле - особая привилегия.

И, конечно, старый русский самовар. Я бы и сейчас пила чай из самовара, и почему мы все начали использовать электро чайники...

Очень интересные столовые приборы. Совсем узенькие вилки. Сейчас таких мы тоже нигде не найдем.

А далее предметы мебели. Меня восхитили комоды с огромным количеством ящичком.  И легким движением руки комод превращается в столик.

{mosimage}

Часы семьи.

Мебель.

Надо сказать, что такая шикарная мебель в доме священника не стояла. Но эта мебель семьи Цветаевых, большинство экспонатов музею подарила Валерия Цветаева, которая бережно сохранила и многие вещи семьи. Валерия обликом поразительно напоминала красавицу мать, умершую почти с

разу после родов, и портрет которой после ее смерти Иван Цветаев заказал, и который висел в его доме в Трехпрудном переулке в Москве, не раз высывая горечь у его второй жены. Хотя та сама себя останавливала в этой ревности, что как можно ревновать к уже умершей. Этот известный портрет висит тоже в Доме-музее Ивана Цветаева в Иваново, я думаю, он сам бы одобрил это, если портрет висел в его доме в Москве, а того дома более нет, то как логично повесить его в музее, ведь это портрет женщины которую он очень любил.

Вот этот портрет:

Фото портрета Варвары Иловайской


Посоветовала бы всем, побывать в этом музее. Потому как не понравится там не может.

© Адель Линская

 

Последняя встреча Марины Цветаевой и Софии Парнок

Прочитав «Опыт творческой биографии Софии Парнок»

Елены Романовой (кстати, книгу эту купить было не так

и просто, в моем родном городе в книжных такую книгу

не найти, купила в городе аж в 5000 км от моего, и то

книга была в единственном экземпляре), я более всего

заинтересовалась главой, посвященной последней

встрече Марины Цветаевой и Софии Парнок в 1922

году. Елена Романова открыла по документам факт,

что на одном из творческих поэтических вечером

в протоколе указано, что в один день выступали

и София Парнок и Марина Цветаева. А значит,

вероятность максимальна, что они встретились.

И тогда нельзя оспаривать факт, что стихотворение

Марины Цветаевой от 1922 года вполне могло быть

посвящено Софии Парнок.

 
Завораживающая! Крест
Накрест складывающая руки!
Разочарование! Не крест
Ты - а страсть, как смерть и как разлука.
 
И действительно похож образ «завораживающей» на образ 
«трагической леди», покорившей Цветаеву в 1914 году. 
И спустя годы Марина Цветаева переосмыслила свое 
отношение к Софии Парнок, ранее она думала, что любила 
Соню, а к 22 году Марина Цветаева уже воспринимает свои 
чувства к Парнок как страсть, которой не могла сопротивляться. 
А страсть в отличие от любви непостоянна и проходит со временем. 
Только вот прошли ли чувства окончательно на самом деле… 
Я думаю, след тех чувств остался в душе на всю жизнь.
 
Развораживающий настой,
Сладость обморочного оплыва...
Что настаивающий нам твой
Хрип, обезголосившая дива –
 
Марина Цветаева так видимо и не услышала никогда те стихи 
Софии Парнок, которые покоряют нас сейчас, и которые ставят 
ее в один ряд с лучшими поэтами. А вот увлечение Софии Парнок 
в те страшные времена античностью мне вполне понятно. Это
помогало выживать, даже умирая от голоду в Судаке. Марина 
Цветаева же этого не поняла, не смотря на то, что сама была 
неординарным человеком, и ее творчество редко зависело от 
окружающих политических событий. 
 
Жизнь! - Без голосу вступает в дом,
В полной памяти дает обеты,
В нежном голосе полумужском -
Безголосицы благая Лета…
 
Нежный голос полумужской… Тоже напоминает о ранее 
называемом голосе Софии Парнок «с чуть хрипотцой цыганскую»… 
 
Уж немногих я зову на ты,
Уж улыбки забываю важность...
- То вдоль всей голосовой версты
Разочарования протяжность.
29 января 1922
 
И разочарование напоминает об их расставании. А строка 
«немногих я зову на ты» меня пронизывает… С каждым 
годом таких людей становится меньше. Такое близкое «ты» 
и такое далекое «Вы»…
 
И незаконченный вариант еще одного стиха, написанного 
Мариной Цветаевой примерно в то же время:
 

По-небывалому

По-небывалому:
В первый раз!
Не целовала
И не клялась.

По-небывалому:
Дар и милость.
Не отстраняла
И не клонилась.

А у протаянного окна -
Это другая была -
Она.

.............................
.............................
Не заклинай меня!
Не клялась.

Если и строила -
Дом тот сломлен.
С этой другою
Родства не помню.

.............................
.............................

С этой служанкою

Не вожусь.

.............................
.............................

Не окликай меня, -
Безоглядна.

Январь 1922

Поцелуи, клятвы, отстранения, построение отношений… слова 
теряются… Непривычно чужие, а ранее такие родные, такие 
близкие. А теперь Марина Цветаева видит себя иной. И обида 
не прощена, общение невозможно. Две сильные личности… 
Почему… В воздухе –  убиваемые чувства… и частичка души, 
которая уходит вместе с ними. Или даже не уходит, а прячется 
в самые дальние уголки. Если подумать о ранее близком человеке, 
то чувства начинают воскресать, как и прежние ощущения. 
Поэтому возможность думать о Софии Парнок Марина Цветаева 
просто исключила, устранила. Убила любовь.
 

© Адель Линская

19.06.2010

 

 

 

Смысл жизни в строках Марины Цветаевой

Иногда задумаешься, и зазвучат в голове строки. Сегодня в моей зазвучали строки Марины Цветаевой

Бессрочно кораблю не плыть

И соловью не петь.

Я столько раз хотела жить

И столько умереть!

Это строки 1915 года. Марине Цветаевой 22 года… И она уже много раз хотела жить и не меньше – умереть…

И она продолжала жить, лишь однажды не выдержала…

Недавно мне рассказали историю, один человек не выдержав темпа нашего сумасшедшего века, оставил семью, уехал на природу и построил дом у реки, в окружении этих красот стал жить один, иногда принимая у себя друзей, но более не интересуясь ни новостями, ни прогрессом, ни чем-либо иным, засасывающим в водоворот созданного кем-то для нас мира, мир техники, мир способствующий потере способности жить и мыслить.
Этот человек ушел на природу в 45 лет и живет без электричества и технологий уже 5 лет, живет рыбалкой, охотой.

Признаться в чем-то я ему завидую. Он вычеркнул свое существование из «мира», но подарил себе полноценную жизнь, пусть и непонятную многим.

Устав, как в детстве от лото,

Я встану от игры,

Счастливая не верить в то,

Что есть еще миры

Ему удалось «встать от игры», о которой пишет Марина Цветаева.

Я, как и многие люди, ищу смысл, свой смысл, жизни, существования, каждой секунды, проведенной в этом мире. Нахожу ли? Скорее нет. Жизнь представляется игрой. И нами играют. За нас принимают решения. А далее жизнь идет по привычной миру цепочке.

Поэтому так часто хочется умереть или жить. Жить, чтобы умереть потом, а может быть и умереть, чтобы жить! Или жить, чтобы никогда не умирать!

Так не смогла умереть Марина Цветаева, это, наверное, единственное, что для нее невозможно. Та самая горстка пепла – стихов, о которой она писала в одном из своих стихотворений, удерживает ее в сердцах очень многих людей.

© Адель Линская

2010-06-24

 

Марина Цветаева – загадка без ответа

Марина Цветаева стала для меня тем связующим звеном, которое

открыло мне множество граней серебряного века. Обучаясь в

школе во времена перестройки, нам очень многого не додали

из поэзии и литературы. Произведения, прошедшие цензуру,

– далеко не лучшее для развития личности. Стихов Марины

Цветаевой я не знала, за исключением тех немногих, которые

использованы в фильме «Ирония судьбы или с легким

паром», более того я не знала, что это стихи Марины

Цветаевой. Однажды уже спустя годы после школы мне

попала в руки небольшая книга стихов Марины

Цветаевой, и тот пласт непередаваемой, необузданной,

оригинальной личности, который мне открывался, просто

сбивал с ног.

Я сравнивала то, как развивались и росли мы, постоянно

находясь под некими стандартами и давлением,

пережитками тоталитарного и авторитарного строя,

и то, как росли и жили люди в начале двадцатого века,

погружаясь в свой собственный мир и книги величайших

писателей.

И именно потому, что Марина Цветаева и многие другие

поэты жили своей жизнью ни под кого не подстраиваясь,

так долго их имена были скрыты от нас.

Однажды мой друг решил разорвать дружбу, потому что я не 
могла ответить на его чувства. Он прислал письмо, что дороги 
разошлись. И мне вспомнились строки Марины Цветаевой, я их 
произнесла вслух и поняла, что рядом должны оставаться только 
те, кто ценит нас, а не наоборот. 



«Хочу у зеркала, где муть

 И сон туманящий,

 Я выпытать – куда Вам путь

 И где пристанище.

 

 Я вижу: мачты корабля,

 И Вы – на палубе...

 Вы – в дыме поезда... Поля

 В вечерней жалобе...

 

 Вечерние поля в росе,

 Над ними – вороны...

 – Благословляю Вас на все

 Четыре стороны!»

 

Никогда бы раньше не подумала, что это стихотворение

посвящено женщине, София Парнок стала ураганом в

жизни Марины Цветаевой.

А для меня стихи Марины Цветаевой стали ураганом,

открывающим другой мир, мир начала двадцатого века,

который уже ушел, но остались стихи, остались воспоминания.
А пока живы воспоминания – живы люди.

© Адель Линская

16.05.2010