Валерия Цветаева

Воспоминание о Валерии Цветаевой художника Александра Морозова

Ивановский (московский) художник Александр Морозов увлекался балетом. А обучала в те времена балету Валерия Ивановна Цветаева, сестра поэта Марины Ивановны Цветаевой. В музее Александра Морозова можно увидеть его собственоручную заметку о том, как их учила балету Валерия Цветаева.

Фото заметки о Валерии Цветаевой

 


Фото балетного костюма Александра Морозова

Одна из картин художника Александра Морозова

 

Валерия Ивановна Цветаева

Валерия Цветаева известна как сестра Марины Цветаевой. Но мало кто знает, что Валерия сама была очень интересной личностью.

Ивановский художник Александр Морозов занимался балетом у Валерии Цветаевой, в музее Александра Морозова сохранились письма, написанные Валерией Цветаевой Александру Морозову. Завязалась ли их дружба от того, что у Валерии отец был родом также из Иваново (в те времена село Талицы Владимирской Губернии), или от того, что их объединял балет, любовь к искусству, творчеству, трудно сказать.

Время своего детства, жизнь в Москве в доме в Трехпрудном Марина и Анастасия Цветаевы описывали по-детски возвышенно, лирически, что и не удивительно, там они росли, там с ними была их мать, так рано ушедшая. Валерия же могла воспринимать их с позиции старшего и ее восприятие не могло не отличаться от восприятия ее сестер и брата.

Валерия Цветаева написала «Записки», книгу воспоминаний о своем отце, сестрах, матери и окружающих их людях. «Записки» Валерии Цветаевой изданы не были. Цензура, которая не оставляла людям надежду, узнавать правду о событиях прошлого, не пропустила «Записки» к печати. Но «Записки» были опубликованы в книге «Безо всякого вознаграждения», изданной Ивановским музеем Ивана Цветаева в Новоталицах. Именно эта книга попала ко мне в руки, и я погрузилась в энергетику личности Валерии Цветаевой. Сразу по фотографиям Валерии заметно как она красива и как похожа внешне на свою мать Варвару Дмитриевну Цветаеву, урожд. Иловайскую.

Также с первых страниц книги бросается в глаза отличие воспоминаний Валерии Цветаевой от воспоминаний Анастасии Цветаевой, они не так возвышены как воспоминания Анастасии.

Некоторые моменты задевают за живое  и вызывают собственные воспоминания. Например, Валерия описывает как в детстве очень хотела игрушечную скрипку, а деньги закончились и отец затерял кошелек в карманах, дома кошелек нашелся в этих самых карманах, и Валерия поняла, что счастье было так достижимо, но не сбылось. Много лет спустя, брату Андрею купили настоящую скрипку, «вдруг всколыхнулось во мне давно забытое желание: с каким трепетом взяла я скрипку в руки. И… ничего. Только сознания мимо прошедшего счастья – оно стало ненужным… Но тебе, красная с темным грифом игрушечная скрипка «детского праздника», тебе моя память за счастье жгучего желания».

Как часто я ощущала подобное. То что было таким желаемым ранее, становится ненужным потом. Но правда же какой трепет вызывает само желание…

Что меня удивляет в воспоминаниях Валерии и воспоминаниях о ней. Что она могла быть не по годам мудрой. У нее не складывались отношения со второй женой своего отца, Марией Александровной Мейн, и она умела уклониться по возможности от общения с ней. И была всегда ласкова с детьми своего отца от второго брака с Марией Александровной Мейн, никогда в ней не чувствовалось ревности, зависти, детского соперничества. Но вот Ася и Марина не так заботились о старшей сестре. «Плохо, что попадая в Техпрудный, почти всегда уходишь с сумятицей на душе. Зашла в комнату Аси. Вижу – новинка! В золотой старинной, с закругленными углами рамке «Дама в синем» Сомова. Какая прелесть! И как удачно именно это обрамление!

Да, но приглядевшись: «Ася, а где же рисунок, что был в этой рамке?» – «Рисунок?» – «Головка итальянского мальчика, рисунок моей мамы. Куда ты его дела?» – «Не помню! Я и не знала…»

Но тут же вижу: мой шкаф-«горка» полон книг…

– «Ася, это твои книги, а где же все мое, что тут было?»

– «Не знаю, я попросила вынести»…»

Больно читать такое (выдержка из книги «Безо всякого вознаграждения»)? Мне – да. Все вещи оказались на чердаке. Что-то просто валялось, что-то было уже разбито или сломано. Наверное, неординарным личностям многое простительно, такими были Марина и Ася. Но, может быть, была по своему права и Валерия, которая взяла венецианское зеркало с чердака и закрыла дверь с мыслью, что все кончено.

© Адель