Музей Ивана Цветаева, отца Марины Цветаевой в городе Иваново стал для меня открытием. Когда я ехала туда, ожидала увидеть нечто простое, с малым количеством экспонатов, но как же я ошиблась. Встретив там как доброжелательное отношение, так и увидив множество личных вещей семьи Цветаевых. Это и предметы обихода, фотографии, книги, мебель.
Дом музей Ивана Цветаева находится в районе Новоталицы города Иваново. Добраться туда не составляет никакой проблемы. Отец Марины Цветаевой родился в семье священника. И дом этот ранее был предоставлен его отцу священнику и находился рядом с церковью.
На сегодня дом полностью реставрирован. И выглядит вот так:
Иван Цветаев родился и воспитывался в достаточно сложных условиях, с братьями в детстве имели одну пару обуви на всех, одевали их по очереди. И не смотря на такое скромное житье, на воспитание отцом без матери, он сумел стать выдающимся русским профессором, ученым и за счет своего упорства и энергии смог подарить России музей изящных искусств в Москве.
Фото Ивана Цветаева
В доме музея есть балкон, с которого открывается вид на широкие поля российской глубинки. Непередаваемые ощущения смотреть с него на ширь Руси.
Фото вида с Балкона Дома-музея Ивана Цветаева в Иваново
Но есть еще удивительное в этом доме, спуск к реке. В окружении всего цветущего весной и летом, и белоснежного окружения зимой.
Фото спуск к реке в Доме-музее И. Цветаева
Почему я рассказываю об этом, потому что мне кажется удивительным и красивым как вид широких полей, так и речка рядом и раздолье русской провинции. Марина Цветаева никогда не побывала в этом доме ее предков. Об этом она пишет, о том, что род упорство, сила, выносливость трудолюбие ее рода, все пошло села Талиц Владимирской Губернии (ныне район Талицы города Иваново Ивановской области).
Вот что пишет Марина Цветаева:
"Город Александров Владимирской губернии, моей губернии, - Ильи Муромца губернии. Оттуда из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический. Оттуда - Музей Александра III на Волхонке (деньги Мальцева, замысел и четырнадцатилетний безвозмездный труд отца), оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним - в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся ни в один головной убор. Большеголовые все. Наша примета.
Оттуда - лучше, больше чем стихи (стихи от матери, как и остальные мои беды) - воля к ним, к ним и ко всему другому - от четверостишия до четырехпудового мешка, который нужно - поднять - что! - донесть.
Оттуда - сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул, сердце, несущее меня вскачь в гору две версты подряд - и больше, если нужно, оно же падающее и опрокидывающее меня при первом вираже автомобиля. Сердце не поэта, а пешехода.
Пешее сердце только потому не мрущее на катящихся лестницах и лифтах, что их обскакивающее. Пешее сердце всех моих лесных предков от деда - о. Владимира до прапращура Ильи.
Оттуда - ноги, но здесь свидетельство очевидца. Вандея, рыбный рынок, я с рыбного рынка, две рыбачки. - Comme elle court, mais comme elle court, cette dame? - Laisse-la donc courir, elle finira bien par s'arrêter!
- С сердцем.
Оттуда (село Талицы, Владимирской губ, где я никогда не была), - оттуда - всё."
Если бы Марина Цветаева побывала в этом чудном доме, она бы смогла описать его лучше меня. Но что я почувствовала там, тепло, доброту, старину и силу, силу России.
Идя по дому погружаешься в атмосферу старины, хотя прошло не так уж и много лет, чуть более 100, с тех пор как Иван Цветаев уехал из отцовского дома в Москву. Но с тех пор поменялось слишком много, не раз меняли власти. И страна, в которой мы живем сейчас - уже другая. Наверное, поэтому и ощущается старина в этом дома.
Вот некоторые вещи и предметы из окружения дома.
То, что часто использовалось на кухне...
Маленькое и приятное окошко в доме. Все в нем такие. Ныне с решетками. Раньше решеток, конечно же, не было.
Еще кухонные предметы...
Разные горшки. Тоже интересно, сейчас, наверное, редко кто-то их использует в своем хозяйстве, а раньше они использовались для приготовления пищи постоянно.
А это деревянные скамеечки на кухне. Именно сидя на них обедал священник со своими детьми или с друзьями семьи. Угол предназначался для хозяина дома, либо для человека к кому хозяин относился лучше других. Потому как издревле, угол делали красным, вещили туда иконы. Соответственно, сидеть в данном угле - особая привилегия.
И, конечно, старый русский самовар. Я бы и сейчас пила чай из самовара, и почему мы все начали использовать электро чайники...
Очень интересные столовые приборы. Совсем узенькие вилки. Сейчас таких мы тоже нигде не найдем.
А далее предметы мебели. Меня восхитили комоды с огромным количеством ящичком. И легким движением руки комод превращается в столик.
{mosimage}
Часы семьи.
Мебель.
Надо сказать, что такая шикарная мебель в доме священника не стояла. Но эта мебель семьи Цветаевых, большинство экспонатов музею подарила Валерия Цветаева, которая бережно сохранила и многие вещи семьи. Валерия обликом поразительно напоминала красавицу мать, умершую почти с
разу после родов, и портрет которой после ее смерти Иван Цветаев заказал, и который висел в его доме в Трехпрудном переулке в Москве, не раз высывая горечь у его второй жены. Хотя та сама себя останавливала в этой ревности, что как можно ревновать к уже умершей. Этот известный портрет висит тоже в Доме-музее Ивана Цветаева в Иваново, я думаю, он сам бы одобрил это, если портрет висел в его доме в Москве, а того дома более нет, то как логично повесить его в музее, ведь это портрет женщины которую он очень любил.
Вот этот портрет:
Фото портрета Варвары Иловайской
Посоветовала бы всем, побывать в этом музее. Потому как не понравится там не может.
© Адель Линская
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи