Аделаида Герцык

Аделаида Герцык или как становятся поэтом


Продолжаю читать воспоминания Евгении Казимировны Герцык в «Лики и образы»…

Удивило меня, тронуло описание терзаний Аделаиды Герцык в поисках жизненного пути. Она смотрит на свою жизнь, жизнь конца 19 века и не находит смысла. Даже когда есть чувство влюбленности, временно заставляющее забыть о жизненных поисках и переживаниях, она продолжает задумываться, что возможно это все ненастоящее. Настоящая жизнь, полная смыслом еще не пришла. И в богатом дома она чувствует пустоту, а наполненность почувствует годы спустя, уже не имея роскошных и дорогих вещей. Не зря говорили некоторые поэты, что поэт не может быть привязан к месту, к вещам, в поэте страсти закипают и он свободен, всегда…

«Когда-то любили я книги,

Блаженные годы и миги!

Они были ближе людей –

В сафьяновой, мягкой коже…

Любила картины я тоже

И много других вещей.

Живее живых созданий –

И вазы, и мягкие ткани.

Все в жизни вокруг

В плену меня сладком держало.

Теперь предметов не стало –

Распался волшебный круг.

Иду и рассеянным взором

Последний снимаю покров.

Иду, как пустым коридором,

И слушаю гул шагов.

Чуть помню, что было мило.

Не ждет торопящий рок.

Успею ль на эту могилу

Последний сложить венок?

Как листья, осыпятся годы.

Жестокое бремя свободы

Подъяла душа и несет.

Простите, ненужные ныне,

Без вас в этой строгой пустыне

Мне легче идти вперед.» (Аделаида Герцык, 1922).

А в конце 19 века, у совсем еще молодой Аделаиды Герцык, уже металась душа будущего поэта. Постоянные бессонницы, головные боли, ухудшение слуха… Поиск себя и смысла.  Иногда мысли о самоубийстве.

Но мы можем заглянуть в будущее и сказать, что Аделаида Герцык найдет себя, свой стиль, свой смысл.

 

© Адель Линская

2010-07-04

 

 

 

Аделаида Герцык - поэт серебряного века

Поэтесса Аделаида Герцык – яркий представитель талантливых поэтесс серебряного века. О том, что и ее стихов мы не слышали в советские годы, упоминать излишне. По этой причине и ныне в книжных магазинах очень редко представлены стихи и проза Аделаиды Герцык.

Марина Цветаева держала рядом письма Аделаиды Герцык и Макса Волошина, поскольку считала их действительно близкими и дорожила дружбой, они повлияли на нее. И судьба Марины Цветаевой была небезразлична Аделаиде Герцык, в письмах которой нередко встречается упоминание о Марине.

Я впервые услышала имя Аделаиды Герцык из стихотворения
Софии Парнок ей посвященного.
София Парнок написала это стихотворение после смерти Аделаиды Герцык, в память дорогому ей человеку, равнодушной она оставаться не могла.

«Играй, Адель,
Не знай печали.
Пушкин

И голос окликнул тебя среди ночи,
И кто-то, как в детстве, качнул колыбель.
Закрылись глаза. Распахнулись очи.
Играй, Адель! Играй, Адель!

Играй, Адель! Не знай печали,
Играй, Адель, – ты видишь сны,
Какими грезила в начале
Своей младенческой весны.

Ты видишь, как луна по волнам
Мерцающий волочит шарф,
Ты слышишь, как вздыхает полночь,
Касаясь струн воздушных арф.

И небо – словно полный невод,
Где блещет рыбья чешуя,
И на жемчужных талях с неба
К тебе спускается ладья...

И ты на корму, как лунатик, проходишь,
И тихо ладьи накреняется край,
И медленно взором пустынным обводишь
Во всю ширину развернувшийся рай...
Играй, Адель! Играй, играй...»

Меня успокаивают эти строки. Какой же талант надо иметь, чтобы всю горечь потери дорогого человека выплеснуть в строки, которые будут нести не слезы, а  добро, тишину, ощущение свободы и покоя. Я посмотрела и стихотворение Александра Пушкина, из которого взят эпиграф:

Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали;
Твоя весна
Тиха, ясна;
Для наслажденья
Ты рождена;
Час упоенья
Лови, лови!
Младые лета
Отдай любви,
И в шуме света
Люби, Адель,
Мою свирель.

Удивительно здесь, что Александр Пушкин отражает наслажденье, весну и жизнь, земную жизнь, провозглашает их. А София Парнок освещает жизнь за пределами нашего восприятия, ту самую которую известный американский психолог Реймонд Муди, назвал life after life, жизнь после жизни, в которой описывает ощущения людей, переживших клиническую смерть. Реймонд Муди описал эти эксперименты, в большинстве которых люди, покидая свое тело, видели коридор, свечение, испытывали радость и счастье…

София Парнок трактует несколько иначе, но та добрая энергетика, которую она передает, близка к той энергетике, которую передавали люди, имевшие опыт клинической смерти.

Такие люди как Аделаида Герцык будут жить даже после смерти.

Поэтесса жила помогая своим друзьям, заботясь о своих детях и создавая прекрасные стихи. В годы гражданской войны вместе со многими другими поэтами она была в Судаке, где однажды ее арестовали вместе с Софией Парнок. То, что их отпустили, а не расстреляли, как большинство людей, попадавших в тюрьму в те времена, было чудо. Людей просто хватали на улице, увозили и расстреливали без объяснений. Это открылось тоже совсем недавно из писем и воспоминаний людей, переживших те ужасные годы.

Не нанести отпечаток на поэтов те события не могли, писать о них тоже было нельзя…

Но Аделаида Герцык все же написала стихотворения… Есть версия, что тюремщик и отпустил ее из тюрьмы, увидев ее стихи. Раньше стихи ценились. Люди осознавали, что стихи есть некое открытие души – путь свободы и полета.

© Адель Линская

19.06.2010