Порой предчувствия, порой воспоминанья... |
Порой предчувствия, порой воспоминанья На мир неведомый нам душу открывают: Пригрезившихся лиц мы любим очертанья, Цвета и голоса, что сердцу отвечают;
И часто мы всю жизнь по ним тоскуем тайно. Все, что созвучно им, для нас неотразимо; Мы ищем их во всем, что вечно и случайно, В картинах, и стихах, и в женщине любимой...
Не оттого ль, мой друг, тебе я так покорна? Какого голоса твой голос повторенье? Чьих уст твои уста хранят изгиб упорный, В объятиях твоих — чьих рук прикосновенье?
София Парнок 1911год (опубликован в журнале «Новая жизнь»)
|
Комментарии
В 1920-х годах она выделяла таким образом стих "Кто разлюбляет плоть хладеет к воплощенью..."
Иногда бывает,что под знакомыми чертами,звуками,образами улавливается что то особенное...
Мне еще здесь близок интуитивный поиск отголосков того что "сердцу отвечает"...
У Софии это Любовь по моему...
..Не поцелуй — предпоцелуйный миг,
Не музыка, а то, что перед нею, —
Яд предвкушений в кровь мою проник,
И загораюсь я и леденею.
Я просто не могу некоторые ее слова спокойно читать.И эта борьба с собой,она ж все осознает,различает(особенно в 1916-24)…
В душе, как в потухшем кратере,
Проснулась струя огневая, —
Снова молюсь Божьей Матери…
А потом осознавание того,что при ее болезни,это чувство равносильно самоубийству.А она все горит и горит,ищет золото в этом пламени. Аж больно за нее и одновременно радостно с ней в этом пожаре.И понимаешь если даже Ольга Николаевна ничего не могла сделать,то никто бы не смог.А эти последние годы эта «оведенееность»…Вот уж действительно жизнь-любовь-смерть…
Да что там говорить..
И такие цитаты из стихотворений.
Читаешь и наслаждаешься,будто бы действительно сама София Яковлевна присутствует.Очень благодарна Вам за это.
«Что должно воплощать в слово, линию, звук и чего не должно? Природа дает художнику пример творческой мудрости: когда велит она весенней почке раскрыться, развернуться сочным листом? Когда зрелость невыносимо затеснит зеленый комочек, в последний миг. Зреющие мысль и чувство, молниеносной ли атакой или медленной осадой завоеванные, лелеет в себе художник, но вот мысль додумана до дна, чувство дочувствовано до предела; требуя исхода они терзают душу, и тогда художник, будучи уже не в силах молчать, выявляет их, — в последний миг. Силою последнего мига должен измерять творящий ценность своих замыслов.»
Слова о смерти часто присутствуют в ее стихах и раньше,но в последних особенно сильно они затрагивают душу. Прочувствовала это еще не зная жизненных обстоятельств Софии того времени,а только коснувшись самих стихотворений. Накал и напряженность звенит прямо, чувствуется что писано на «выдохе».Да и сами внешние обстоятельства этой любви,помимо болезни, были непростыми…
И все равно конец ее жизни был неожиданным для нее.Несмотря ни на что. Здесь я на мгновение разделю Софию поэта и Софию человека(хотя они совершенно неразделимы)и скажу так: как поэт ее гений знал и чувствовал что она «на краю»,а как человек она(что наверно естественно)возможно надеялась, что выкарабкается, что и на это раз «высокая волна» вынесет….
Вы знаете Галина,сейчас читаю письма Софии Парнок.Впечатление сильное!И вот на что обратила внимание:действительно в стихах последних более мрачное настроение чувствуется чем в письме например 28 июля.
И еще,за две недели до смерти она хочет ухаживать за больной Верой Звягинцевой, шутит насчет почты...
Но мне еще кажется она в письмах берегла свою Вильгельмину...
Да и сдержанность ее всегда просматривается в обычной жизни...
И еще,за две недели до смерти она хочет ухаживать за больной Верой Звягинцевой, шутит насчет почты...
Но мне еще кажется она в письмах берегла свою Вильгельмину...
Да и сдержанность ее всегда просматривается в обычной жизни...
Ошиблась,за месяц до смерти...
RSS лента комментариев этой записи