Порой предчувствия, порой воспоминанья...

Порой предчувствия, порой воспоминанья

На мир неведомый нам душу открывают:

Пригрезившихся лиц мы любим очертанья,

Цвета и голоса, что сердцу отвечают;

И часто мы всю жизнь по ним тоскуем тайно.

Все, что созвучно им, для нас неотразимо;

Мы ищем их во всем, что вечно и случайно,

В картинах, и стихах, и в женщине любимой...

Не оттого ль, мой друг, тебе я так покорна?

Какого голоса твой голос повторенье?

Чьих уст твои уста хранят изгиб упорный,

В объятиях твоих — чьих рук прикосновенье?

София Парнок 1911год (опубликован в журнале «Новая жизнь»)

 

Комментарии  

 
+1 #1 Галина
Этот стих София выделяла из написаных ею в тот период.В письме к Гуревич Л.Я. 14 03 1911г. она пишет,что это стихотворение ее любимое и повторила это перед отдачей стиха в журнал.Обычно она очень скупа на похвалу самой себе.
В 1920-х годах она выделяла таким образом стих "Кто разлюбляет плоть хладеет к воплощенью..."
Цитировать
 
 
+1 #2 Адель
Галина :) Знаете, Вы сейчас про этот стих написали. Я его перечитала... И поняла, что он гораздо глубже, чем мне раньше казался. Даже стало понятно, почему София его выделяла... Как это близко - видеть в других людях отголоски прошлого... У меня иногда бывает такое. Но... предпочтительнее не "пригрезившиеся лица", а другие настоящие... Иначе получится жизнь в прошлом.
Цитировать
 
 
0 #3 Галина
Спасибо,Вам Адель,что поделились своим ощущением этого стиха.
Иногда бывает,что под знакомыми чертами,звуками,образами улавливается что то особенное...
Мне еще здесь близок интуитивный поиск отголосков того что "сердцу отвечает"...
У Софии это Любовь по моему...
Цитировать
 
 
0 #4 Адель
И, наверное, иногда страсть...
Цитировать
 
 
0 #5 Галина
Cтрасть,Адель,мне кажется с этим она пришла в этот мир.Это было ее даром и наказанием одновременно.Интересно наблюдать как она старалась переобразовать эту данную ей данность, направить в какое то русло.Она использовала страсть идя на поиски Любви…Вполне возможно что это был один из ее «зов на подвиг»,о чем она пишет в «30 июля».И какую нежность и улыбку вызывает у меня ее искренность в передаче этого чувства,слова которые она подбирает при этом:
..Не поцелуй — предпоцелуйный миг,
Не музыка, а то, что перед нею, —
Яд предвкушений в кровь мою проник,
И загораюсь я и леденею.

Я просто не могу некоторые ее слова спокойно читать.И эта борьба с собой,она ж все осознает,различает(особенно в 1916-24)…
В душе, как в потухшем кратере,
Проснулась струя огневая, —
Снова молюсь Божьей Матери…

А потом осознавание того,что при ее болезни,это чувство равносильно самоубийству.А она все горит и горит,ищет золото в этом пламени. Аж больно за нее и одновременно радостно с ней в этом пожаре.И понимаешь если даже Ольга Николаевна ничего не могла сделать,то никто бы не смог.А эти последние годы эта «оведенееность»…Вот уж действительно жизнь-любовь-смерть…
Да что там говорить..
Цитировать
 
 
+2 #6 Уля
Галина,Вы знаете,я вслед за CvetliK хочу повторить,как тонко и чутко Вы пишете о Софии Парнок.Какие четкие слова находите.
И такие цитаты из стихотворений.
Читаешь и наслаждаешься,будто бы действительно сама София Яковлевна присутствует.Очень благодарна Вам за это.
Цитировать
 
 
0 #7 Уля
И еще,девочки,как вы думаете (или чувствуете), она действительно осознавала,что этот последний порыв ее чувств может привести к концу. Или "присутствие смерти" в ее последних циклах это поэтическая алегория,например, подчеркивающая силу чувств?
Цитировать
 
 
+3 #8 Галина
В какой то мере это высказывание самой Софии объясняет многое.
«Что должно воплощать в слово, линию, звук и чего не должно? Природа дает художнику пример творческой мудрости: когда велит она весенней почке раскрыться, развернуться сочным листом? Когда зрелость невыносимо затеснит зеленый комочек, в последний миг. Зреющие мысль и чувство, молниеносной ли атакой или медленной осадой завоеванные, лелеет в себе художник, но вот мысль додумана до дна, чувство дочувствовано до предела; требуя исхода они терзают душу, и тогда художник, будучи уже не в силах молчать, выявляет их, — в последний миг. Силою последнего мига должен измерять творящий ценность своих замыслов.»
Слова о смерти часто присутствуют в ее стихах и раньше,но в последних особенно сильно они затрагивают душу. Прочувствовала это еще не зная жизненных обстоятельств Софии того времени,а только коснувшись самих стихотворений. Накал и напряженность звенит прямо, чувствуется что писано на «выдохе».Да и сами внешние обстоятельства этой любви,помимо болезни, были непростыми…
И все равно конец ее жизни был неожиданным для нее.Несмотря ни на что. Здесь я на мгновение разделю Софию поэта и Софию человека(хотя они совершенно неразделимы)и скажу так: как поэт ее гений знал и чувствовал что она «на краю»,а как человек она(что наверно естественно)возможно надеялась, что выкарабкается, что и на это раз «высокая волна» вынесет….
Цитировать
 
 
+2 #9 Уля
"И все равно конец ее жизни был неожиданным для нее.Несмотря ни на что. Здесь я на мгновение разделю Софию поэта и Софию человека(хотя они совершенно неразделимы)и скажу так: как поэт ее гений знал и чувствовал что она «на краю»,а как человек она(что наверно естественно)возможно надеялась, что выкарабкается, что и на это раз «высокая волна» вынесет….
Вы знаете Галина,сейчас читаю письма Софии Парнок.Впечатление сильное!И вот на что обратила внимание:действительно в стихах последних более мрачное настроение чувствуется чем в письме например 28 июля.
Цитировать
 
 
0 #10 Галина
Да Уля,я тоже обратила на это внимание.
И еще,за две недели до смерти она хочет ухаживать за больной Верой Звягинцевой, шутит насчет почты...
Но мне еще кажется она в письмах берегла свою Вильгельмину...
Да и сдержанность ее всегда просматривается в обычной жизни...
Цитировать
 
 
0 #11 Галина*
[quote="Галина"]Да Уля,я тоже обратила на это внимание.
И еще,за две недели до смерти она хочет ухаживать за больной Верой Звягинцевой, шутит насчет почты...
Но мне еще кажется она в письмах берегла свою Вильгельмину...
Да и сдержанность ее всегда просматривается в обычной жизни...
Ошиблась,за месяц до смерти...
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить