Валерия Ивановна Цветаева

Валерия Цветаева известна как сестра Марины Цветаевой. Но мало кто знает, что Валерия сама была очень интересной личностью.

Ивановский художник Александр Морозов занимался балетом у Валерии Цветаевой, в музее Александра Морозова сохранились письма, написанные Валерией Цветаевой Александру Морозову. Завязалась ли их дружба от того, что у Валерии отец был родом также из Иваново (в те времена село Талицы Владимирской Губернии), или от того, что их объединял балет, любовь к искусству, творчеству, трудно сказать.

Время своего детства, жизнь в Москве в доме в Трехпрудном Марина и Анастасия Цветаевы описывали по-детски возвышенно, лирически, что и не удивительно, там они росли, там с ними была их мать, так рано ушедшая. Валерия же могла воспринимать их с позиции старшего и ее восприятие не могло не отличаться от восприятия ее сестер и брата.

Валерия Цветаева написала «Записки», книгу воспоминаний о своем отце, сестрах, матери и окружающих их людях. «Записки» Валерии Цветаевой изданы не были. Цензура, которая не оставляла людям надежду, узнавать правду о событиях прошлого, не пропустила «Записки» к печати. Но «Записки» были опубликованы в книге «Безо всякого вознаграждения», изданной Ивановским музеем Ивана Цветаева в Новоталицах. Именно эта книга попала ко мне в руки, и я погрузилась в энергетику личности Валерии Цветаевой. Сразу по фотографиям Валерии заметно как она красива и как похожа внешне на свою мать Варвару Дмитриевну Цветаеву, урожд. Иловайскую.

Также с первых страниц книги бросается в глаза отличие воспоминаний Валерии Цветаевой от воспоминаний Анастасии Цветаевой, они не так возвышены как воспоминания Анастасии.

Некоторые моменты задевают за живое  и вызывают собственные воспоминания. Например, Валерия описывает как в детстве очень хотела игрушечную скрипку, а деньги закончились и отец затерял кошелек в карманах, дома кошелек нашелся в этих самых карманах, и Валерия поняла, что счастье было так достижимо, но не сбылось. Много лет спустя, брату Андрею купили настоящую скрипку, «вдруг всколыхнулось во мне давно забытое желание: с каким трепетом взяла я скрипку в руки. И… ничего. Только сознания мимо прошедшего счастья – оно стало ненужным… Но тебе, красная с темным грифом игрушечная скрипка «детского праздника», тебе моя память за счастье жгучего желания».

Как часто я ощущала подобное. То что было таким желаемым ранее, становится ненужным потом. Но правда же какой трепет вызывает само желание…

Что меня удивляет в воспоминаниях Валерии и воспоминаниях о ней. Что она могла быть не по годам мудрой. У нее не складывались отношения со второй женой своего отца, Марией Александровной Мейн, и она умела уклониться по возможности от общения с ней. И была всегда ласкова с детьми своего отца от второго брака с Марией Александровной Мейн, никогда в ней не чувствовалось ревности, зависти, детского соперничества. Но вот Ася и Марина не так заботились о старшей сестре. «Плохо, что попадая в Техпрудный, почти всегда уходишь с сумятицей на душе. Зашла в комнату Аси. Вижу – новинка! В золотой старинной, с закругленными углами рамке «Дама в синем» Сомова. Какая прелесть! И как удачно именно это обрамление!

Да, но приглядевшись: «Ася, а где же рисунок, что был в этой рамке?» – «Рисунок?» – «Головка итальянского мальчика, рисунок моей мамы. Куда ты его дела?» – «Не помню! Я и не знала…»

Но тут же вижу: мой шкаф-«горка» полон книг…

– «Ася, это твои книги, а где же все мое, что тут было?»

– «Не знаю, я попросила вынести»…»

Больно читать такое (выдержка из книги «Безо всякого вознаграждения»)? Мне – да. Все вещи оказались на чердаке. Что-то просто валялось, что-то было уже разбито или сломано. Наверное, неординарным личностям многое простительно, такими были Марина и Ася. Но, может быть, была по своему права и Валерия, которая взяла венецианское зеркало с чердака и закрыла дверь с мыслью, что все кончено.

© Адель

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить